Выставка

 56 человек, канонизированных в Соборе Екатеринбургских святых, погибли летом-осенью 1918 года. Большинство прославленных новых мучеников нашей земли стали жертвами Красного террора, .

О необходимости назвать вещи своими именами, чтобы извлечь уроки истории из трагедии столетней давности, сказал епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, принявший участие в церемонии открытия выставки.

— Оглянуться на 100 лет назад и назвать тогдашние события тем, чем на самом деле они являлись, тех людей, которые несли смерть, лили кровь совершенно неповинных людей, делали это массово, делали это совершенно безнаказанно, были самыми настоящими террористами, — сказал владыка. — Тех людей очень многие продолжают идеализировать, воспринимать как людей, которые достойны, чтобы их именами назывались города, улицы, области, регионы.

Новый выставочный проект – это попытка пролить свет на реальную историю Гражданской войны, ответить на самые животрепещущие вопросы о том страшном братоубийственном противостоянии, по сей день сказывающемся на жизни нашего общества, а, главное – пояснить важность восстановления исторической справедливости, предупредить современников об опасности революционных потрясений.

Отметим, официально красный террор был объявлен Я. М. Свердловым 2 сентября 1918 г. в обращении ВЦИК и подтвержден  в  Постановлении СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 г.: «…обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью»,  республика освобождается, — «…от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. Подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам», говорится в материалах экспозиции.

5 сентября 1972 г., по инициативе поэта Николая Николаевича Брауна, политзаключенные, находившиеся в лагере для особо опасных государственных преступников Пермь-36, впервые отметили эту дату как День памяти жертв красного террора и советских политлагерей. Н. Н. Браун вспоминает: «В 1972 году в этот день мы собрались в одном из недостроенных бараков, где на полу, на белой простыне, насыпали небольшую горку песка, на которой установили свечи (церковные свечи нам удавалось получать при лагерных свиданиях). Самая большая свеча символизировала русский народ, первым более всех пострадавший от безбожной советской власти. Все вместе мы помолились об упокоении душ всех православных христиан, принявших мученическую кончину в годы Красного террора и последующих коммунистических репрессий. Отмечу, что хотя инициатором нашего тогдашнего собрания выступала именно русская православная община, в нем активно участвовали представители других национальных общин: двух украинских — православной и греко-католической, свои общины представляли литовские католики, латышские и эстонские протестанты и дружественный нам кавказец из Дагестана. После общей молитвы при зажженных свечах с кратким словом выступили все, представляющие свои народы».

Поскольку историческая правда о Красном терроре это череда насилия и невиданной жестокости, организаторы определили возрастное ограничение на посещение 16+.

Несмотря на трагичность темы, авторы выставки стоят на позиции христианской надежды, полагая, что из самых глубоких исторических падений народ может восстать обновленным в своей вере, надежде и любви.