В нашем храме имеется мощевик с частицами мощей святых:
— Симеон Псково-Пчереский
— Корнилий Александровский
— Мария Дивеевская
— Параскева Дивеевская
— Пелагея Дивеевская
— Александра Дивеевская
— Марфа Дивеевская
Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье от глубоко верующих родителей Иоанна и Наталии.
В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Иногда брал отрока с собою по сбору для монастыря и при этом говорил: «Вася, вот здесь не дадут, а вот здесь – подадут нам». Так всегда и бывало.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
Тропарь преподобному Симеону Псково-Печерскому
глас 1
Любовию Христовою сердце твое уязвивый, евангельски Тому последовал еси: яко древний подвижник преподобием украсивыйся, славный насельник обители Богоматери у пещер Богом зданных явился еси, и, благодать духовную свыше приемый, подаеши верным исцеления, Симеоне богоблаженне, не престай молитися о чтущих тя.
Преподобный Корнилий родился в начале XVII столетия, в тяжелое, скорбное и разорительное для Руси Смутное время, попущенное Богом для вразумления и покаяния ее народа. Родители его — Игнатий и Евдокия — были купцами и жили близ царствующего града Москвы, в Троицкой слободе. Во святом Крещении они нарекли своего сына Космой.
Отданный в научение грамоте, он прилежно изучал Священное Писание и другие душеполезные книги, навыкая обращать ум свой к Богу, располагая себя любить Того, Кто явился неизреченной любовью во всем и ко всем. От юности на Косме лежала печать особого, избранного Богом человека.
В 1984 году преподобный Корнилий был прославлен в Соборе Владимирских святых для местного почитания в г. Александрове. В 1995 году обретены честные мощи преподобных, которые Господь сохранил от тления и поругания. Мощи преподобного Корнилия открыто почивают в Троицком соборе Успенского монастыря.
Тропарь преподобному Корнилию Александровскому
глас 2
Имже образом желает елень на источники водныя, сице возжела душа твоя от юности к Богу. Трудом и молитвою житию святых отец поревновав, Божиим изволением и молитвами Пресвятыя Богородицы земли Александровския светильник показался еси и малое стадо Христовых овец добре упасл еси. Сопричти и нас Богом собранному твоему стаду, почитающих любовию святую память твою, Корнилие преподобне отче наш.
Мария Дивеевская, в миру Мария Захаровна Федина родилась в Тамбовской губернии в крестьянской семье. Впоследствии она стала называть себя Ивановной, говоря, что все блаженные Ивановны — по Иоанну Предтече. С детства Мария отличалась многими странностями, любила уединение и молитву. Осиротев в 14 лет, она скиталась между Дивеевом и Саровом голодная, полунагая, гонимая, пока не поселилась в Дивеевском монастыре. Никто никогда не слыхал от нее ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за богоугодную жизнь прославил её даром прозорливости с молодых лет.
Параскева Дивеевская, в миру Ирина, родилась в начале XIX столетия в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии[1]. Родители ее, Иван и Дарья, были крепостные господ Булыгиных. Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Покорясь безропотно родительской и барской воле, Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она любила церковные службы, усердно молилась, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми.
По прошествии этих пятнадцати лет помещики Булыгины продали их помещикам-немцам Шмидтам в село Суркот. Через пять лет после переселения муж Ирины заболел чахоткой и умер. Впоследствии, когда блаженную спрашивали, какой у нее был муж, она отвечала: «Да такой же глупенький, как и я».
После смерти мужа Шмидты взяли ее в кухарки и экономки. Несколько раз они пробовали вторично выдать ее замуж, но Ирина решительно отказалась: «Хоть убейте меня, а замуж больше не пойду!». Так ее и оставили.
Пелагея Дивеевская, в миру Ирина, родилась в 1795 году в селе Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Иван и Дария, были крепостные крестьяне господ Булыгиных.
Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер.
Будучи несправедливо обвиненной своими хозяевами в краже, подверглась тяжким испытаниям и бежала в Киев, где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем эпатировали обратно в поместье. Во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскева и получила благословение старцев на юродство Христа ради. Вскоре хозяева сами выгнали девушку.
Пять лет она бродила по селу, а затем около 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу, проводя время в молитве. Временами ходила то в Саров, то в Дивеево. Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу и просили ее молитв.
Осенью 1884 года подвижница пришла в Дивеевский монастырь и осталась в обители до конца своих дней.
Тропарь Дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии,
глас 1
Глас апостола Павла услышавша глаголющ: мы юроди Христа ради, рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юроди быша на земли Тебе ради; темже, память их почитающе, Тебе молим: Господи, спаси души наша.
Александра Дивеевская, в миру – Агафия Семеновна Мельгунова.
Основательница Дивеевской монашеской общины
Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь.
Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.
На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.
После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.
Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским
глас 4
Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.
Марфа Дивеевская, в миру – Мария Семеновна Милюкова. Поступила в общину в 1823 году.
Происходила она из бедной крестьянской семьи. Милюковы отличались особой набожностью и богобоязненностью. Старшая сестра Марии Прасковья первая поступила в Дивеевскую обитель. Однажды, когда Прасковья собралась посетить в Сарове преподобного Серафима Саровского, попечителя Дивеевской общины, тринадцатилетняя Мария упросила сестру взять ее с собой. Великому старцу открылось предназначение Марии, и он благословил её остаться жить в Казанской общине.
Своим послушанием Марфа превосходила многих сестер общины. Беспрестанно возносила она молитвы и была почти молчальницей: смиренно отвечала лишь на самые необходимые вопросы. Проникшись заповедями преподобного Серафима Саровского, даже платок она повязывала так, чтобы не видеть ничего по сторонам, а только путь под ногами – дабы не соблазняться и не развлекаться мыслями.
Батюшка Серафим очень любил кроткую Марию, посвящая во все духовные тайны и откровения Царицы Небесной о будущей славе обители. Она удостоилась присутствовать при молении Старца о создании по повелению Божией Матери Мельничной обители. Видя ее суть – «избранный сосуд благодати Божией», он самолично тайно постриг ее в схиму – высшую степень монашества.
Тропарь преподобной Марфы
глас 2
Равноангельное житие стяжавшая, дивная отроковице и собеседнице Преподобнаго Серафима, Госпоже и мати наша Марфо, ныне в нетленных мощах почиваеши и у Престола Божия предстоиши, моли о нас Милостиваго Бога Небеснаго, Дивеева начальнице
Составлено по материалам православных интернет-ресурсов.