Слет трезвения на Сретенском Подворье 2020


Свидетельство о Христе радостью трезвой жизни.

(фоторепортаж со Слета трезвости и здоровья «Сретение-2020»)

Погода в нас, а дождь… он просто идёт.

Вот и закончился первый епархиальный слет трезвости и здоровья «Сретение-2020», Он проходил с 24 по 27 августа 2020 года в живописном месте Среднего Урала на территории деревни Моршинино Верхнесалдинского района. По отзывам участников слет получился во славу Божию, очень необычным и благодатным.

Организаторами слета выступили отдел по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Нижнетагильской епархии (руководитель Георгий Дьячков) и Духовно-просветительский центр «Сретение» при храме во имя св. Иоанна Богослова, г.Верхняя Салда (руководитель Елена Ивановна Глазова).

Несколько лет назад во время одного из  сплавов по реке Тагил паломники Духовно-просветительского центра «Сретение» открыли для себя одну практически заброшенную деревушку. С этой деревни более 300 лет назад, благодаря дружине Ермака, началось освоение салдинских земель.  Узнав от местных жителей, что в деревне когда-то была часовня,  они решились восстановить её собственными силами.  Деревушка называлась Моршинино. И сегодня с Божией помощью, усилиями благотворительного фонда  «Сретение» и команды единомышленников  Верхнесалдинского Духовно-просветительского центра появилась возможность провести на базе Сретенского подворья первый слет трезвости и здоровья, который стал логическим продолжением всей трезвенной работы, проведенной за последние несколько лет на территории епархии и всего Горнозаводского округа.

Необычность слета началась уже по дороге к палаточному лагерю — сплошной экстрим: болотоход, пешая прогулка, водная переправа на лодках и катамаране. И продолжилась на самом слете тем, что в деревне не было практически никакой связи. Связь с внешним миром осуществлялась через  стационарный телефон, установленный в штабе слета.

За четыре дня участники слета очень подружились, благо атмосфера мероприятия была практически семейной. 50 участников из различных городов: Нижнего Тагила, Верхней и Нижней Салды, Сургута и Тюмени, Челябинска и Екатеринбурга, Березовского и Качканара, Лесного и Кировграда образовали два палаточных лагеря: взрослый и подростковый.  Если сюда добавить 12 человек организаторов и примерно 20 человек гостей, принявших участие в Божественной Литургии, то можно сказать, что всего в слете приняло участие около 80 человек.

Программа слета была очень насыщенная: лекции, спортивные, культурные мероприятия сменялись одно за другим. У участников была возможность и просто отдохнуть: можно было сходить в баню, покататься на катере, порыбачить, пособирать грибы, прогуляться по лесу или просто пройтись по деревне, полюбовавшись живописными пейзажами, в конце концов, просто подышать чистым воздухом.

Даже погода благоволила к участникам слета, затяжные двухнедельные дожди закончились буквально накануне первого дня слета, и три дня из четырёх светило солнце.

Но главным событием слета стали богослужения, которые впервые совершились в храме во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Все участники слета причастились Христовых Тайн, а 7 человек дали обет трезвости на сроки от полугода до трех лет. К тому же Божественную Литургию возглавил протоиерей Игорь Бачинин, руководитель Всероссийского Иоанно-Предтеченского Братства «Трезвение», ему сослужили иерей Димитрий Блинов, настоятель прихода в честь Зачатия Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прихода во имя свт. Спиридона Тримифунтского а  (г.Кушва), иерей Сергий Комаров, настоятель храма во имя Архистратига Михаила (г.Верхний Тагил) и иерей Сергий Старинский, настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев (пос. Басьяновский).

Гостями и лекторами слета стали иерей  Константин Корепанов, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии, старший преподаватель Миссионерского института, автор и ведущий циклов телепередач «Читаем Добротолюбие» и «Читаем Ветхий Завет» на ТК «Союз», и протоиерей Игорь Бачинин, к.п.н., настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца (г.Екатеринбург).

На лекции «Основы православной семьи» иерей Константин Корепанов затронул проблему взаимоотношений мужа и жены и проблему взаимоотношений детей и родителей. «С обычной точки зрения, причиной первой проблемы является то, что муж и жена перестали выполнять свои социальные роли. Мир перевернулся, стал другим. И женщина не хочет быть тем, кем она должна быть. И мужчина не хочет быть тем, кем он должен быть. Советская система воспитания предполагала первенство женщины. И когда женщина говорит: «За что мне это наказание? За что мне каяться?», имея в виду своего мужа-алкоголика, то на самом деле то, что есть, это то, что она «сделала своими руками». Только изменение души, покаяние  может помочь выйти из этой ситуации», — сказал о.Константин.

Вторую лекцию иерей Константин Корепанов прочитал на тему «Основы истинной православной веры». В частности, он сказал: «Самой распространенной ошибкой современных христиан является то, что все наши мысли вращаются вокруг молитвы: как правильно молиться, сколько молиться. Для того чтобы молитва человеческая стала возможна, для этого необходимо создание условий. Они указаны в книге пророка Исайи: человек должен сначала перестать делать зло, а потом начать делать добро, и только тогда он может начать молиться».

Протоиерей Игорь Бачинин в своем выступлении раскрыл тему «Трезвость как духовно-нравственная ценность» и дал следующее определение этого понятия: «Трезвость это нравственная ценность и христианская добродетель. Т.е. это не физиологическая характеристика личности, это необходимое условие спасения человека, потому что в Евангелии сказано, что человек, который нетрезвый, он Царствия Небесного не наследует. Но надо помнить, что человек может пьянеть не только от вина. Он может пьянеть от гнева и др. страстей. Трезвость это добродетель, это то, что призывает человека к добру, что утверждает человека в добре, что наполняет человеческую душу радостью. Добродетель это способность человека различать добро и зло. Поэтому человек, не живущий трезво, легко попадает в какие-то искушения».

Слушатели имели возможность задать интересующие их вопросы и получить исчерпывающие ответы.

Традиционными на слете стали совместное чтение утреннего и вечернего молитвенных правил, проведение зарядки. Баталии на теннисном столе продолжались и в позднее время благодаря подсветке, любой мог поиграть в бадминтон и покидать волейбольный мячик.

Разнообразной была и культурная программа. В первый день слета участников порадовала своим выступлением вокальная группа Духовно-просветительского центра «Сретение», на котором слушатели были просто очарованы мелодичными духовными песнопениями и современными православными песнями, вместе пели песни военных лет и задорно танцевали под русские народные песни.  Надолго запомнилась и фольклорная вечорка, в которой взрослые и дети в одном порыве играли, бегали, плясали, просто от души смеялись, участвуя в народных играх и плясках «Челночки», «Утка и селезень», «Ручеек», «Топотуха» и др.

А поздно вечером все собирались вокруг костра, где каждый мог согреться не только от жара раскаленных углей, но и от теплой обстановки. Ведь песни, которые участники слета пели под гитару, под баян, лились рекой и от всей души. Они вызывали настоящие эмоции, мы плакали, слушая песню «Письмо матери» и дружно смеялись над шуточными песнями, хором пели духовные песни, любимые песни из кинофильмов, песни молодости и жизнеутверждающие современные. Это были незабываемые вечера под моршининским звездным небом, которое находилось казалось на расстоянии вытянутой руки.

Самых маленьких участников на слете ждал сюрприз в виде детского батута,  игрового комплекса и песочницы. Во время одного из мастер-классов все желающие смогли научиться делать самодельные куклы и увезти с собой получившуюся игрушку. Для подростков в рамках слета был проведен урок трезвости руководителем общественной организации «Трезвый Нижний Тагил» Александром Вшивцевым, а педагог-организатор провел с подростками небольшой «курс молодого альпиниста» и другие интересные спортивные мероприятия.

Отдельная благодарность гостеприимным хозяевам, сотрудникам Духовно-просветительского центра «Сретение» за теплый прием, за невероятно вкусную еду, приготовленную с любовью и молитвой в основном из продуктов, выращенных на приусадебном участке, за готовность помочь в любой ситуации. Даже в условиях палаточного лагеря чувствовались семейная забота и уют.

Хочется закончить статью отзывом одной из участниц слета:

«Что я чувствую после возвращения с первого епархиального слета трезвости и здоровья «Сретение-2020»? Это как люди возвращаются с войны, только наоборот. Это как будто побывала в другом мире. Или как будто съездила на несколько десятков лет назад, когда жизнь была более размеренной, короче совсем другой. Это как будто прикоснулась к чему-то сокровенному, и хочется одновременно и сохранить и поделиться. Это как будто в мой «кувшинчик налили до краев любви и света». Это как будто любишь всех вокруг…»

Дай Бог, чтобы в следующем году мы все снова собрались на слете трезвости и здоровья «Сретение-2021» в Моршинино. Приглашаем и Вас свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни!

Газета «Сретение» № 12 (467) ИЮНЬ 2020


 Прочитать или скачать газету можно здесь:

Газета «Сретение» № 12 (467) ИЮНЬ 2020

Славянская азбука


«Как маленькое деревце,

 к какой стороне наклонено будет,

 так и до конца будет расти,

так и молодой отрок: чему сначала наставлен будет,

 к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь.»

Тихон Задонский

          Открывая впервые букварь или азбуку перед своим малышом, и произнося знакомые звуки, слоги, слова родители едва ли задумываются о том, как возникла письменность и к  какому глубокому наследию они прикоснулись. Современным педагогам и родителям в стремлении приобщить чада к «великому и могучему»   всё труднее противостоять упрощённому языку гаджетов,  интернетных спамов и сленга.

К сожалению, мы перестаём ценить наш родной язык. Произносить слова для нас также привычно, как и дышать. Мы забываем о реальной силе слова, имеющего огромное воздействие не только на эмоциональную сферу каждого человека, но и на окружающий мир в целом. Между тем, язык объединяет народ в одно целое, является связующим звеном в жизни семьи, коллектива, страны, поколений. Задумайтесь, ведь слово является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живём и работаем словом и в слове. Вот только каковы наши слова и какова наша речь? Достойной ли духовной пищей  они являются  нашим «молодым отрокам»?!!

 Многие наши соотечественники, вынужденные покинуть Россию, относились к родному языку как к драгоценности, как к великому дару.  «…И ещё один дар дала нам наша Россия – это наш великий, наш могучий, наш поющий язык» — писал Иван Александрович Ильин, изгнанный из России и всю жизнь продолжавший творить на родном языке. Он же скажет и о силе молитвенного слова, как вершине человеческого мировоззрения: «Путь и цели жизни прокладывает молитва. Она исходит из глубин сердца, как бы желая освятить все жизненные содержания души»

Для человека глубоко верующего молитва, как дыхание, как «хлеб насущный». Такие люди стараются читать Слово Божие на старославянском языке, становясь участниками многовекового таинства, погружаясь в особую атмосферу букв «Кириллицы».

Очень отрадно видеть, что многие молодые семьи, окрестив своих младенцев, не заканчивают на этом посещение храма, а становятся прихожанами, дают детям возможность впитывать живое молитвенное слово « с пелёнок».

Но ведь славянская азбука и была создана равноапостольными Кириллом и Мефодием специально для того, чтобы славяне могли прочесть Божественное писание.

Сегодня нельзя не сказать о том, какое  значение для славянского мира имеет деятельность святых Кирилла и Мефодия. История уводит нас в глубокое прошлое:  IX-X века.

К  этому  времени западнославянские племена  образовали свои  государства — Польшу,  Чехию и  Моравию,  южнославянские —  Болгарию, Сербию  и Хорватию. Формировалось и древнерусское государство. Церковь  просвещала  славянские  народы  светом  учения Христова. Миссионерами – проповедниками  были, прежде всего, монахи. Они  проповедовали христианство  среди  языческих  племен. Многие святые  миссионеры погибли,    как  и  мученики  первых веков христианства  от рук  язычников,  некоторые  принесли в жертву свою жизнь во славу Божию в глухих дремучих лесах, горах.

Когда Кирилл и Мефодий жили в обители, к греческому импера-тору прибыли из Моравии  послы от князей славянских. Просили они прислать к их народу, отрекшемуся от язычества, наставника в христианской вере. Оба брата хорошо знали славянский язык и уже ходили на проповедь  христианства в другие страны. Но до того  времени не было у славян азбуки, не было и книг на славянском языке. И решил Кирилл составить азбуку и перевести на славянский язык Слово Божие — Евангелие. Приступая к святому делу, Кирилл постился  сорок дней и усердно молил Бога о помощи. В трудах  ему помогал Мефодий. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого уму с детства славянского языка (одного из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки и нашёл для каждого из них буквенное обозначение. Читая на старославянском, мы произносим слова так, как они написаны. Здесь мы не встретим такого расхождения между                                                                                               звучани ем слов и их произношением, как, например, в английском и французском.

Каждая буква слова несёт в себе смысловое ядро:

По мнению известного лингвиста братья Солунские заложили послание потомкам и наследникам нового языка. В переводе на современный язык это звучит так.

 Аз буки веди

Глагол добро есте.

Живите зело, земля, и, иже како люди,

Мыслите нашъ онъ покои.

Рцы слово твёрдо – укъ, фъретъ херъ.

Цы, черве, шта ъра юсь яти!

 Я знаю буквы:
Письмо это достояние.
 Трудитесь усердно, земляне. Как подобает разумным людям – Постигайте мироздание! Несите слово убеждённо – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!» Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…»

 

Всю свою жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям , служению славянам. Они не придавали значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере. Младший Кирилл много писал, переводил, проповедовал, по-славянски. Старший, Мефодий, был больше организатором-издавал книги, руководил школой учеников. Братья научили славян говорить на их родом языке. Их проповедь имела огромный успех. За насколько лет Христианство приняли целый ряд стран.

Благодаря Кириллу и Мефодию  обрели государства славянские не только письменность, но и мудрость, укрепившую их государство.

Таким образом, славянская письменность была создана в IX веке. Новый алфавит получил название «Кириллица». Письмом, построенном на Кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более, чем на 60 языках.

За великие труды просвещения народов святые первоучители славянские Кирилл и Мефодий прославлены как равноапостольные. Их память празднуется 24 мая. Ежегодно в этот день весь славянский мир торжественно отмечает религиозный и одновременно государственный праздник- День славянской письменности и славянской культуры.

По решению ЮНЕСКО, 863 год признан годом создания славянской письменности культуры.

Теперь, благодаря этому празднику мы можем вспомнить: откуда наши письмена, откуда наши книги, библиотеки и школы, откуда произросло литературное богатство Руси.
 

 Братья, Двоицу святую

В сей день радостно почтим!

Просветителей честную

Память светло совершим.

Песнью хвальною, велегласную

Да восхвалим их.

Радуйся, Кирилле! Радуйся, Мефодие!

Радуйтесь, словенских стран апостолы!

 

 

Ермолова Марина Вячеславовна

Воспитатель МБОУ СОШ с. Конь-Колодезь

 Синдякинский филиал